Помощь в трудной ситуации

Одним из актуальных направлений социально- психологического и педагогического сопровождения детей в условиях ДОУ является профилактика социально - опасного положения  и социального сиротства, а также помощи детям, оказавшимся в ТЖС. Она включает в себя раннее выявление и сопровождение семей и детей группы риска социально опасного положения (СОП), а также раннее выявление случаев жестокого обращения с детьми.

В ДОУ социально-психологическое и педагогическое сопровождение осуществляется специалистами - социальным педагогом, педагогом-психологом, логопедом и воспитателями. Оно направлено на снижение риска попадания детей и их семей в социально опасное положение. Система работы предполагает выявление семей, имеющих проблемы в функционировании, воспитании и поддержке дошкольника, оказание им профилактических и коррекционных услуг с целью предотвращения ухудшения условий развития ребёнка.

Категории социально незащищённых детей
  • Дети, оставшиеся без попечения родителей
  • Дети, проживающие в малоимущих семьях
  • Дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев
  • Дети-инвалиды и с особенностями в развитии
  • Дети-жертвы насилия

В начале учебного года рекомендуется провести мониторинг  социального статуса семей. Воспитатели предоставляют социальному педагогу и педагогу-психологу сведения о семьях. Именно из личной беседы воспитателя и специалистов можно выявить  семьи различных категорий: такие как

  • мониторинг  социального статуса семей (семьи с  нарушением внутрисемейных отношений; семьи с низким материальным уровнем дохода (без официального статуса малоимущей семьи); семьи, где ненадлежащее исполнение родительских обязанностей; семьи, использующие неконструктивные методы воспитания (физические наказания, издевательства, угрозы и т.д.);  семьи с детьми, у которых наблюдается задержка психического развития и нарушения в развитии эмоционально-волевой сферы; семьи, где хотя бы один из родителей злоупотребляет психоактивными веществами, где частыми являются скандалы, конфликты).Работа в учреждении с семьями проводится в несколько этапов.
  • Этапы рабоиты:
  • Первый этап - сбор информации о ребенке (изучение мониторинга, информации от воспитателя и отделов соцучреждений);

  • Второй этап системы сопровождения - поисковый - выработка рекомендаций для педагогов и родителей; 

  • Третий этап: деятельностный, то есть выполнение рекомендаций каждым участником сопровождения;
  • Четвертый этап - рефлексивный.

Факторы социального риска

  • Социально-экономические: низкий материальный уровень жизни, нерегулярные доходы, плохие жилищные условия
  • Медико-социальные: инвалидность или хронические заболевания членов семьи, вредные условия работы родителей
  • Социально-демографические: неполная, многодетная семья, семьи с престарелыми родителями
  • Социально-психологические: семьи с конфликтными отношениями
  • Психолого-педагогические: семьи с низким общеобразовательным уровнем
  • Криминальные: алкоголизм, наркомания, аморальный образ жизни, семейное насилие
  • Классификация семей, оказавшихся в трудном социальном положении.
  • Факторы риска в этих семьях. Возможные виды помощи семьям и детям в них:

  • Семья группы риска (многодетность, отсутствие в семье одного из родителей, потеря взрослыми постоянного места работы, малообеспеченность.)

Ребенок в трудной жизненной ситуации

Выявление неблагополучия в семьях воспитанников детского сада связано с выявлением факторов социального риска. С семьями детей проводятся беседы, анкетирование, психологическая и социальная диагностика. Также в семьи выходят педагоги с целью выявления семейного неблагополучия

Основной информацией владеет воспитатель в группе, который ежедневно работает с детьми и по внешнему виду ребенка и по его поведению выявляет признаки неблагополучия

На что стоит обратить внимание
  • Утомленный, сонный вид
  • Санитарно-гигиеническая запущенность
  • Обмороки, головокружение из-за постоянного недоедания
  • Агрессия и импульсивность, которые сменяются апатией и подавленным состоянием
  • Выраженный страх взрослых, проявление тревоги в форме тиков
  • Боязнь идти домой
  • Жестокое обращении с животными
  • Стремление скрыть причину травм

Семья считается неблагополучной, если родители:

  • не исполняют своих обязанностей по воспитанию, обучению детей
  • не исполняют своих обязанностей по содержанию детей
  • отрицательно влияют на их поведение
  • жестоко обращаются с детьми
  • страдают алкоголизмом, употребляют наркотики, ведут антиобщественный образ жизни
  • создают конфликтные ситуации, втягивая в них детей

Для профилактики и коррекции социального неблагополучия семей воспитателями, педагогом-психологом и социальным педагогом детского сада проводится работа по повышению педагогической грамотности родителей, включение их в деятельность сада. Привлечение родителей к созданию развивающей среды в группе, участию в детских праздниках, спортивных мероприятиях, выставках совместных работ родителей и детей помогает налаживанию психологического контакта

Работая во взаимодействии со специалистами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, социальный педагог формирует и реализует систему комплексной помощи семье в снижении социального неблагополучия

Психологическую помощь можно получить по единому телефону доверия: 8 800 333-44-34 Звонки бесплатны по всей России

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie